Мы живем в цветном мире. Каждый день, даже не выходя из дома, человек видит огромное число оттенков. Мы привыкли к этому и не задумываемся ни о приро- де цвета, ни о том, какое влияние цвет оказывает на нас и на наше поведение.
Хотя, может быть, это не совсем верно: любая женщина точно знает, для какого случая необходимо ярко-красное платье, а для какого подойдет и серый костюм.
Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции — все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «черные мысли», «зеленая тоска», «оранжевое настроение», чтобы понять: психологическое восприятие предмета связано с его окраской, причем достаточно жестко.
В обыденной жизни это не имеет большого значения. Но сейчас речь пойдет о применении цвета в компьютерной графике, и здесь мы должны четко чувствовать разницу не только в цветах, но и в тончайших оттенках, понимать, как их применение в работах будет влиять на восприятие зрителем.
Правильно подобранные цвета могут как привлечь внимание к изображению, так и оттолкнуть от него. Вы можете вызвать радость, интерес, тоску, страх, скуку всего лишь изменением тона.
Оттенков существует огромное множество, однако, у каждого есть свои любимые, выбор которых связан, как утверждают психологи, с особенностями каждой отдельной личности. Поэтому при выборе цветовой гаммы нужно опираться в том числе и на предполагаемый психологический портрет среднего зрителя.
ВНИМАНИЕ -Дополнительная сложность возникает из-за того, что цвет как объективная физическая величина в природе не существует. Ощущение цвета хотя и формируется под влиянием объективных факторов электромагнитного излучения (длина волны, интенсивность и т. д.), является субъективным. Более того, для описания цвета в разных странах используют различные цветовые модели, основанные на национально-культурных традициях. Этим частично и объясняется то многообразие способов описания цвета, с которым приходится столкнуться любому человеку, профессионально работающему с компьютерной графикой.
Несмотря на то, что цвет, в отличие от формы, — понятие субъективное, в цветовой вселенной существуют вполне универсальные законы, которые дизайнер должен знать и применять на практике.
Для начала мы должны проанализировать, как устроен цвет. Вообще, это скорее вопрос для серьезной монографии, поэтому мы не станем вдаваться в физиологические и спектральные особенности, а будем все упрощать. Для начала разложим цвет на составляющие. Из всего ряда существующих цветовых моделей лишь модель HSV (Hue — Saturation — Value, оттенок — насыщенность — яркость) представляет его в привычном для нас виде и не требует привыкания.
Система HSV разлагается на три компонента:
Оттенок (Hue) — это непосредственно информация о цвете. Это сложно объяснить популярным языком, поэтому доверьтесь своей интуиции. Насыщенность (Saturation) — цвета, как вы знаете из обычной жизни, бывают более или менее насыщенными. На бытовом языке более насыщенный цвет называют более «сочным». Яркость (Value) — как легко догадаться, более яркий цвет воспринимается как более светлый. Следует отметить, что не только разные люди реагируют на один и тот же цвет по-разному, но и целые народы. Это связано с традициями, в которых воспитывалась нация. Например, в европейских странах белый — это цвет чистоты и невинности, а у некоторых восточных народов данный цвет является цветом траура.
Попробуем дать характеристику основным цветам.
Деление цветов на холодные и теплые представлено на рисунке. В известной мере это деление условно: чем ближе цвет к границе верхнего и нижнего полукруга, тем меньше уверенность его отнесения к теплым или холодным.
Красный
У большинства людей красный цвет вызывает прямую ассоциацию с огнем. Поэтому на его действие может быть разным — от ощущения тепла до страха. Он способен ускорять пульс и расширять зрачки, однако, из-за своей яркости достаточно быстро утомляет, особенно если присутствует в больших количествах (например, если это цвет стен в помещении). Чистый красный цвет — это цвет тревоги и возбуждения, однако его оттенки (коричневый, тепло-серый) действуют успокаивающе. Красный привлекает к себе внимание (не случайно почти все предупреждающие надписи сделаны либо на красном фоне, либо красными буквами).
Этот цвет часто применяется в компьютерной графике, однако с ним нужно быть очень осторожными, чтобы не переусердствовать.
Красный цвет подходит:
для подчеркивания агрессивности, активности. Например, лучшие спортивные машины, в частности Ferrari, выпускаются в основном красными;
для выражения страсти, сексуального желания. Это хорошо подтверждается тем, что в обстановке ночных клубов с эротической программой очень много красного;
для выражения жестокости (красный — цвет крови);
для подчеркивания роскоши, богатства (особенно в сочетании с черным).
Желтый
Это самый яркий цвет на цветовом круге. Он идеально подходит для передачи радостного настроения, оптимизма. Именно поэтому желтый — один из наибо- лее часто используемых цветов в рекламе туристических компаний. Кроме того, желтый цвет — это цвет золота. Поэтому у многих он ассоциируется с успехом, богатством и роскошью.
Оранжевый
Теплый, позитивный, яркий и современный цвет, оказывающий бодрящее влияние. Ускоряет пульс и расширяет зрачки. Один из наиболее часто используемых цветов в современном дизайне, особенно веб-дизайне.
Оранжевый можно использовать, если вы хотите подчеркнуть:
современность. Многие компании, которые выбирают основной чертой своего бренда современность, выбирают оранжевый в качестве «фирменного» цвета. Особенно распространено это среди операторов сотовой связи
динамичность
оптимизм
Для создания яркого плаката оранжевый фон — банальный, но практически идеальный вариант. Как показывает опыт, оранжевый очень хорошо смотрится в сочетании с голубым.
Фиолетовый
Рассматривая цветовой круг в направлении от красного цвета к синему, мы можем не заметить этого постепенного перехода, а ведь именно там скрывается удивительный цвет — фиолетовый. Это очень тяжелый для восприятия цвет, так как и природе он практически не встречается. Фиолетовый, как синий и голубой, относится к холодной группе. Он способен создавать ощущение тесноты, ограниченности пространства, а также очень быстро утомляет и приводит к снижению активности.
Фиолетовый цвет является «неземным», ему присуща некая загадочность. Недаром в мистике фиолетовому отведена особенная роль. А если вы смотрели представления иллюзионистов, то, наверное, обратили внимание на то, что в одежде, предметах, занавесе у них очень много этого цвета. Фиолетовый цвет способен вызывать у человека суеверный, подсознательный страх.
Итак, фиолетовый цвет подходит:
для создания мистического настроения
для подчеркивания загадочности
Синий
Синий цвет относится к холодной группе, находится в самом низу цветового круга. Он успокаивает, порой навевая меланхоличное настроение.
Этот цвет можно отнести к цветам зоны «вечной мерзлоты»: он идеально передает ощущение холода и чистоты. Действует успокаивающе, очень хорошо подходит для дизайна спален.
Варьирование насыщенности и яркости чисто синего цвета может дать нам большую гамму оттенков (правда, из-за особенностей CMYK системы именно синий хуже всего отображается при печати).
Используйте синий цвет, чтобы подчеркнуть:
покой
чистоту. Вы, может быть, обратили внимание на то, что почти все качественные чистящие средства имеют либо синий, либо голубой цвет. И это совсем не случайно: ученые доказали, что именно эти цвета ассоциируются у большинства людей с чистотой
устойчивость
Зеленый
Удивительный цвет. Он может быть как теплым, так и холодным, однако чаще он находится на стыке, поэтому его можно отнести как к холодной, так и к теплой группе.
Зеленый оказывает успокаивающее воздействие, понижает давление, нормализует кровообращение, Это самый природный и самый «живой» цвет. Именно в этом и состоит его основное назначение в дизайне — передавать связь объекта с природой. В общем-то, если смотреть на логотипы, зеленый в основном встречается либо у компаний, добывающих природные ресурсы, либо у экологических организаций.
Если вы смотрите современные блокбастеры, то, наверное, уже обратили внимание, что биологическое оружие, инопланетная живность и прочая биологическая гадость чаще всего бывает зеленого (особенно ярко-зеленого) цвета. Это также связано с подсознательными ассоциациями у людей.
Кроме того, зеленый цвет — цвет загадочный и мистический.
Зеленый подходит для передачи:
жизни во всех ее биологических проявлениях
связи с природой
загадочности
Голубой
Голубой цвет успокаивает и охлаждает. Подобный эффект объясняется ассоциациями с холодной водой и льдом. Порой вызывает чувство отчужденности.
Главные цвета: черный и белый
Вы, наверное, заметили, что мы рассмотрели основные цвета, но совсем не затронули два особых цвета, которые в цветовом круге присутствуют везде, и в то же время их нигде не видно, — это черный и белый.
Черный цвет — в своем неповторимом единстве — тяжелый цвет, несущий в себе тоску, горечь. Вызывает чувство усталости и дискомфорта. Несмотря на это, до- вольно часто люди выбирают этот цвет в одежде. В данном случае он относится к «классике», при этом создавая определенный стиль. Также этот цвет может сочетаться со всеми другими цветами в той или иной степени. Черный — это цвет роскоши, особенно в сочетании с красным. В наших традициях принято относить его к траурному цвету.
Белый — очень радостный цвет. Благодаря ассоциации с прозрачным воздухом вызывает чувство легкости, свободы и невесомости, Ускоряет пульсацию и рас- ширяет зрачки. Белый довольно часто употребляется в создании фона. Сам по себе белый цвет не несет никакой информации, а со всеми остальными цветами довольно хорошо компонуется, создавая более светлые тона. Этот цвет относят к цвету невинности и чистоты.
Сочетаемость цветов
Вопрос сочетаемости цветов — это один из самых спорных и неоднозначных вопросов в дизайне. Действительно, тут как нигде силен принцип «о вкусах не спорят». Поэтому говорить об универсальных правилах, к сожалению, не приходится. Однако кое-какие закономерности найти можно. Итак, первый и наиболее про- стой принцип — выбор близких оттенков. Точно так же, как одежда подбирается «в тон», могут быть подобраны и цвета для веб-сайта.
Правда, такой подход достаточно примитивен и вряд ли годится для профессиональной работы. Несколько интереснее возможность воспользоваться цветовым кругом для поиска совместимых оттенков. Смежные цвета неплохо совмещаются, однако выбор такого варианта обычно считается скучным и банальным. Цвета, которые находятся друг напротив друга, считаются малосовместимыми. Единственное исключение — синий неплохо смотрится в паре с желтым.
Лучший выбор — цвета через один, те, которые на рис связаны прямыми. Они отлично сочетаются в большинстве своих оттенков, главное, чтобы не было большого контраста в яркости. Важно также то, что черный и белый почти идеально сочетаются со всеми другими цветами, а в особенности друг с другом. Поэтому, если есть выбор, всегда проще сделать работу именно в этих цветах.
Но все же главным ориентиром при подборе цветовой гаммы должен оставаться вкус (это кому повезло от рождения) и опыт (наработанный со временем). Ведь существует множество решений, которые не вписываются в рамки никаких цветовых теорий, но между тем являют собой пример качественной и талантливой дизайнерской работы.