В какой-то момент дизайнеру так или иначе придется столкнуться с критикой своей работы. Оптимально было бы чтобы критикующий был мягким и тактичным человеком и понимал, что художника легко обидеть. Но на деле иногда все происходит совсем по-другому. Критика обрушивается на вас как ушат холодной воды. И в такие моменты очень важно сохранить присутствие духа. Поэтому в качестве теории можно воспользоваться советами, приведенными
1. Возьмите паузу
В принципе, критика для дизайнера вполне обычная вещь, поскольку в оценке его работы есть очень большой процент субъективизма. И поэтому если вы услышали, а скорее всего прочитали, критику в свой адрес, то не спешите отвечать. Возьмите паузу, отойдите от компьютера, сходите попейте чаю, послушайте музыку. В общем сделайте все, чтобы ваши мозги были заняты чем угодно, только не прокручиванием критических замечаний.
2. Не отвечайте ответной агрессией
Как говорилось в очаровательном фильме «Пятый элемент», зло рождает только зло. Поэтому постарайтесь не допускать вспышки агрессии по отношению к тому, кто вас критикует. Или по крайней мере не доносите до него то, что вы думаете о нем в тот момент. Потому что если ответите агрессией, то скорее всего ввяжитесь в перепалку, в которой победителей не будет. Испортите и отношения и настроение себе.
3. Идентифицируйте критикующего
Следующий шаг на пути адекватного восприятия критики это идентификация критикующего. Здесь надо определиться насколько силен для вас авторитет критикующего. Если это клиент, то есть ли у него работающие сайты, какого они качества, как он ведет свои дела. Если это случайный критик, то насколько вам важно его мнение.
4. Детализируйте претензии
После того, как вы стали в состоянии спокойно дышать, постарайтесь выяснить у критикующего, что конкретно ему не понравилось. Спросите последовательно обо всех элементах дизайна: цвете, шрифтах, расположении блоков, оформительских деталях. Может с вашей помощью клиент сам разберется, что ему не понравилось и дело кончится тем, что вы просто поменяете цвет лого на более контрастный.
5. Изучите предпочтения клиента
Чтобы застраховать себя от возможной критики, постарайтесь изучить предпочтения клиента. Кто-то любит минимализм, кто-то винтаж, кто-то авангард. Зная предпочтения, старайтесь не выходить за комфортные для клиента рамки в дизайне. Иногда резкая смена направления и стиля может повергнуть клиента в шок, и не потому, что ваш дизайн плох, а потому что клиент такие не любит.
6. Встаньте на сторону критикующего
Еще один интересный прием – это попытаться встать на сторону критикующего. Ведь почему-то он критикует, может есть в этом рациональное зерно. По сути надо абстрагироваться от того, что это сделали вы и посмотреть на свою работу максимально беспристрастно. А лучше всего в пух и прах раскритиковать самого себя. Может какие дельные мысли и проскочат.
7. Тестируйте работу на близких
В принципе, в качестве целевой аудитории спокойно можно использовать своих родных, близких и друзей. Но тут следует понимать, что представители этой группы всегда будут пристрастны. Поэтому следите за реакцией, за выражением лица, за паузой, прежде вам что-нибудь скажут. В общем здесь надо мониторить мелкие признаки. Ну а если родные и друзья способны на грамотную критику, то вам просто повезло.
8. Идите на уступки
Это конечно спорный пункт, но в некоторых ситуациях он меня выручал. Если вы видите, что клиент впал в неадекват и ведет себя как рабовладелец по отношению к вам, если конструктивного разговора не получается, то попробуйте значительно снизить цену или предложите какой-нибудь бонус в виде баннера. У меня бывали такие случаи. Но после этого я уже с таким клиентом не работала.
9. Попробуйте внести изменения в работу
Иногда самое простое решение лежит на поверхности. Может не обязательно спорить и отстаивать свою дизайнерскую правоту, а просто выполнить то, что хочет видеть клиент. Тут два варианта. Либо клиент увидит, что стало гораздо хуже и оставит ваш вариант, либо вы согласитесь, что от изменения работа только выиграла. Так что никто в накладе не останется.
10. Сохраняйте уверенность в себе
Вообще, надо сказать, что критика не всегда благотворно влияет на дизайнера и может подорвать веру в свои силы. Поэтому помните, что от ошибок никто не застрахован и у вас есть это самое право на ошибку. И еще, за чередой неудач обязательно последует удача, если конечно не опускать руки. А значит сохраняйте позитивный настрой и уверенность в себе.