На сегодняшнем рынке ведется борьба не между товарами и фирмами, а между их имиджами. Имидж можно определить как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Большинство наших знаний о мире — это знания на уровне имиджей. При этом отсутствие сознательно спроектированного имиджа вовсе не означает отсутствие образа как такового. При общении с фирмой, знакомстве с товаром, услугами в восприятии потребителя все равно сложится определенный образ. Только он может оказаться совсем не таким, какой нужен производителю.
А какой нужен? Адекватный, оригинальный, пластичный, с четким адресом. Это значит, что имидж должен:
соответствовать реально существующему образу. Имидж — не маска, а нечто вроде умелого макияжа, подчеркивающего все достоинства и маскирующего недостатки. Лицо узнаваемое, но значительно более привлекательное, чем без макияжа;
отличаться от образов других фирм (товаров), особенно однотипных, чтобы вас не спутали ни с кем другим, быстро и надежно запомнили;
быть достаточно пластичным (динамичным), чтобы никогда не устареть, не выйти из моды и в тоже время казаться неизменным;
быть привлекательным не для всех, а только для ваших целевых групп воздействия.
В формировании имиджа участвуют все виды рекламы, но главное средство создания и поддержания образа фирмы — фирменный стиль (корпоративная идентификация). Поэтому есть смысл четко представлять, какой вклад он вносит в создание имиджа:
компоненты фирменного стиля помогают потребителю ориентироваться в потоке информации, вызывают у него подсознательное, именно положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, сэкономила ему время и облегчила процесс выбора;
красивый фирменный стиль косвенно гарантирует высокое качество товаров (услуг), служит свидетельством того, что фирма работает образцово, поддерживая порядок во всем: в производстве и в сопутствующей ему деятельности. Тем самым фирменный стиль формирует уважение к фирме и доверие к ее предложениям;
фирменный стиль помогает выведению на рынок новых товаров (услуг). Товарный знак и другие компоненты фирменного стиля, знакомые потребителю по уже завоевавшим его признание товарам, служат в его восприятии гарантией качества новых предложений;
фирменный стиль повышает эффективность рекламы. Действенность рекламы напрямую зависит от ее повторяемости. А константы фирменного стиля в рекламе позволяют достичь высокого эффекта при меньшем числе повторов;
фирменный стиль помогает достичь необходимого единства всей рекламы, даже если разрабатывать ее будут разные рекламные агентства.
Минимальные составляющие фирменного стиля:
логотип;
корпоративный слоган;
фирменный шрифт;
бланки;
визитная карточка;
сувенирная продукция и униформа.
Подробнее о них.
Логотип
Логотип как товарный знак — выражает индивидуальность компании, которая его использует. Учитывая тот факт, что знак является главным звеном, организующим центром всего фирменного стиля, требования к нему особенно строги. От успешной разработки логотипа, товарного знака во многом зависит эффективность всего фирменного стиля в целом.
Корпоративный слоган
Обычно корпоративные слоганы увязывают в единый визуальный блок с логотипом или графическим знаком; в таком виде он присутствует во всех рекламных и полиграфических материалах компании.
Корпоративный слоган или, как его часто называют, корпоративный девиз, должен:
выражать сущность и позиционировать бренд, вызывая эмоциональный отклик
быть коротким, легко произноситься и запоминаться, не вызывать негативных ассоциаций
быть уникальным
выделять компанию из круга конкурентов
Фирменный шрифт
Дизайнерами и полиграфистами созданы тысячи разнообразных шрифтов, и каждый день появляются все новые и новые начертания старых букв. Для того чтобы выбрать нужный шрифт, нужно иметь базовые представления о диапазоне возможных вариантов и о том, что необходимо для эффективной типографики. Требования к функциональности шрифта, например, для бланков документов, упаковок лекарств, журнальной рекламы и сайта существенно различаются. Рисунок шрифта должен быть гибким, легким для использования, обладать широкими выразительными возможностями. Основные для него качества: ясность и хорошая читаемость.
Бланки
В век информатизации бланки, отпечатанные в типографии на высококачественной бумаге, продолжают оставаться важным элементом фирменного стиля. На них часто излагается важная информация и контракты, которые стороны планируют подписать. Такие письма на фирменных бланках и сегодня считаются наиболее официальным типом бизнес-коммуникаций и обладают несомненным достоинством. Они расцениваются как важное доказательство активности и устойчивости вашего бизнеса.
Визитная карточка
Визитная карточка — это маленький, портативный инструмент маркетинга. Качество и осмысленность помещенной на ней информации создают представление о владельце карточки и о компании, которую он представляет. Как сказал гуру маркетинга Том Питерс: Подобно лучшим образцам упаковки, лучшие визитные карточки вызывают одновременно доверие, удивление и восторг.
Сувенирная продукция и униформа
Компании часто используют вещицы, на которых помещена символика их брендов, как средство маркетинга и продвижения. Если их правильно использовать, сувениры повышают известность бренда, помогают строить отношения с общественностью и благодарить потребителей. Воспроизведение символики бренда на сувенирной продукции — не такая простая задача, как может показаться. Если применяются такие технологии, как вышивка на рубашках или тиснение на коже портфелей, для них нужен специально подготовленный логотип или фирменный блок, учитывающие особенности этих технологий. Одежда — это такое же средство коммуникации, как и другие носители фирменного стиля. То, как одеты сотрудники, влияет на восприятие организации. Любая заметная и хорошо узнаваемая униформа облегчает взаимодействие с клиентами. Униформа также помогает идентифицировать обладателя и несет информацию о его полномочиях.