Ссылки — это основа WWW: идея о том, что любой документ может ссылаться на любой предопределила успех World Wide Web. Авторы документов охотно ссылались друг на друга, облегчая пользователям поиск документов и сайтов близкой тематики. На заре интернета ставить ссылку было вежливо и бесплатно (для ставящего ссылки).
Появление поисковых машин сначала не изменило картины: ссылки ставились «для пользователей», на «хорошие сайты» ссылались много, на «плохие» (или никому не известные) — мало. Появившиеся в 90-е годы каталоги ссылок разных видов, от Yahoo до Top100, тоже предназначались для конечных пользователей.
За последние десять лет пейзаж полностью изменился: сайты стали инструментом бизнеса, бизнес зависит от трафика, а наиболее значимыми распределителями трафика стали поисковики. Ссылки же стали товаром, который продается и покупается. Разберемся сначала в причинах.
Трафик из поисковых машин
По статистике liveinternet.ru, среднесуточное количество просмотров страниц российской аудиторией составляло в феврале 2007 года почти 33 млн. просмотров. При этом, пользователи совершали более 12 млн. переходов с поисковых машин в день. Конечно, статистика Liveinternet смещенная (в сторону сайтов, владельцы которых поставили счетчик), но общей картины это не меняет: основным источником трафика для сайтов Рунета являются поисковые машины. Даже если реальная доля поисковиков несколько ниже трети, общей картины это не меняет. Более того, считается что до 80% новых пользователей приходят из поиска.
В то же время, сайты часто являются инструментом зарабатывания денег (на рекламе, на продажах рекламируемых товаров и услуг), а коммерческий успех напрямую зависит от посещаемости целевой аудиторией. Общеизвестно, что по любому коммерчески-интересному запросу все сливки поискового трафика собирают те сайты, которые представлены на первой странице результатов поиска по этому запросу в основных поисковиках.
Вышесказанное определяет крайнюю заинтересованность сайтовладельцев в хороших позициях в выдаче поисковой машины.