Интернет-реклама ведет свое начало с появления баннеров. Это самый простой и очевидный способ, который был популярен еще очень давно. Изначально баннеры размещались по модели flat fee. Т.е. рекламодатель оплачивал срок размещение. Например, 1 месяц. Затем эта система эволюционировала вплоть до оплаты за показы (обычно за 1000 показов).
Еще более интересные события развивались параллельно. В конце 1990-х годов система GoTo.com стала продавать контекстную рекламу. А уже в середине 2000 года Google (уже являвшаяся на тот момент крупнейшей поисковой системой в мире) внедрила свою контекстную рекламу под названием Google Adwords. Это было начало.
Контекстная реклама по своей сути серьезно отличалась от баннерной. И была во многом выгоднее для многих рекламодателей. А все дело в том, что они платили не за просмотры пользователей, а только за совершенные ими переходы на сайт рекламодателя. Т.е. деньги шли только за тех посетителей, которые ознакомились с вашим коммерческим предложением. Эта система стала в какой-то мере революционной, перевернув представление о рекламе в интернет. В сеть потянулись не только крупные игроки, но и представители малого и среднего бизнеса. Это было начало.
Сегодня контекстная реклама показывает стабильные темпы роста. Многие рекламодатели предпочитают ее другим способам рекламы в сети интернет. Стоит ли говорить о том, что контекстная реклама служит основным средством привлечения клиентов для многих представителей малого и среднего бизнеса?
На сегодняшний день контекстная реклама делится на несколько видов:
1) Поисковая реклама
2) Контекстная реклама в партнерских сетях
В первом случае мы имеем дело с контекстной рекламой, которая отображается справа от результатов поиска. Если вы пользовались (а это наверняка так) такими сервисами, как Яндекс или Google, то понимаете, о чем я. Также контекстная реклама может идти, как в виде текстовых объявлений (стандартный способ), так и в виде баннеров. Но объединяет все это то, что оплачивать ее рекламодателю приходится за клики на аукционной основе. Т.е. платит рекламодатель столько, сколько может. А там уже его позиция определяется ставками и CTR его конкурентов.
Сегодня реклама в интернет (и в частности контекстная реклама) постепенно начинает переживать новый виток эволюции. Теперь к оплате за клик (PPC-модель) добавляется оплата за действие (Pay Per Action-модель). Например, сервис контекстной рекламы «Бегун» ввел модель Pay Per Call. Суть системы заключается в том, что рекламодатель платит не за переходы на сайт или просмотры объявлений, а за так называемый контекстный звонок. Т.е. средствами системы «Бегун» посетители сайта видят специальный телефонный номер системы, который соединяет их с номером рекламодателя, после чего средства за звонок списываются. Если до вас не дозвонятся, то и средства останутся на счету.
Очевидно, что эта модель, к которой пришел «Бегун» чрезвычайно перспективна. Но PPA не ограничивается только звонками. Многие системы уже идут дальше. А аналитики полагают, что развитие контекстной рекламы в интернет приведет к появлению систем с оплатой за регистрацию на сайте, подписку на рассылку, покупку товара. Т.е. теперь рекламодатель будет платить не только за клик (который можно приравнять к посещению его сайта). Он будет платить за нужное ему действие. А иногда даже за факт продаж. Удобно.
Вероятно, контекстная реклама будет развиваться в ближайшие несколько лет именно в этом направлении. Рекламодатели будут получать более точные и экономные средства для привлечения клиентов, а системы контекстной рекламы в свою очередь будут выигрывать на том, что просто будут получать больше довольных клиентов, заинтересованных в размещении нового вида контекстной рекламы, ориентированного уже не на переходы, а на совершение покупок (или каких-то других действий, важных для рекламодателя).